Чайная церемония: истоки, традиции, философия

Медитация, философия, традиция — о культуре чайной церемонии можно рассуждать бесконечно… за чашкой чая. Случайно попавшие в кипяток монаху листья незнакомого куста изменили цивилизацию, и напиток стал не просто самым популярным — он связывал между собой разных людей, уравнивая простолюдина и чиновника, ведь согласитесь, нет ничего вежливее и безобиднее, чем позвать на чашку чая и решить накопившиеся проблемы.

 

История чайной церемонии

 

Первыми распробовали чай китайские монахи. Сначала тонизирующий или успокаивающий настой пригождался в долгих странствиях или многочасовых молитвах, а потом радушные ламы угостили одного, другого гостя, и пошло-поехало — чай стал не только любимым напитком, но и эпицентром событий, которые меняли цивилизации.

 

Китайские мудрецы рекомендуют в любой непонятной ситуации предлагать выпить чаю. А поскольку процесс подготовки и заваривания занимает определенное время, вспышка ссоры может угаснуть, в голове улягутся путанные мысли, и поймается, наконец, идея, которая долго витала в воздухе.

 

В Китае чайные церемонии были на пике популярности во времена правления династии Сун (с 960 по 1279 год). Традиция устраивать Гунфу Ча разлетелась во все уголки Поднебесной, наплодив множество школ и течений. Стали появляться специальные предметы для церемонии — просто чайника и пиалы уже было недостаточно. Чаю нужно подышать и раскрыть вкус и аромат в чайхэ, прежде чем перекочевать в гайвань. Все предметы по правилам сервировки раскладывались на чабани, рядом с ними ставили чайные фигурки, чтобы одновременно с наслаждением чаепитием делать подношение богам и Духам.

 

В Японию чай пришел из Китая вместе с монахами, и там церемония достигла своего расцвета. Появились целые трактаты, в которых подробно описывался процесс, и уважаемая профессия — мастер чайной церемонии. Есть легенда, в которой говорится, что даже высокопоставленный военачальник преклонился перед умением мастера, и отменил смертную казнь, которую назначил за якобы оскорбление его персоны.

 

С монахами же чай отправился на Тибет и в другие близлежащие страны, и стал валютой. Пытливые монахи изобретали разные сорта, без конца высушивая листья чайного куста, обжаривая, завяливая, сминая — вскоре сотни чаев на разный вкус получали признание при дворах императоров и знати.

 

С появлением Великого шелкового пути чай распространился по миру, продаваемый за баснословные деньги.

 

В России чай впервые появился в 1638 году при дворе царя Михаила Федоровича, его привез в подарок купец Василий Стариков. Сначала он употреблялся как лекарство, потом перешел в ранг напитка, доступного только знати. Чай стали называть «мягкой рухлядью» и выменивать на пушнину, серебро и прочий дорогой дефицит.

 

Однако тратить баснословные суммы на покупку чая в Китае Россия не стала, и в 1818 году в Никитском ботаническом саду Крыма вырос первый свой чайный куст. Потом зазеленели склоны Грузии, за ними — Краснодарский край. Чай акклиматизировался, стал стоить гораздо дешевле импортного сырья и его смогли попробовать все, кто хотел, и по своим правилам.

 

Чайная церемония в шаманизме

 

Китайские и японские школы чайной церемонии трактуют чаепитие как философско-медитативный процесс. В регионах, где основной религией был шаманизм, чай стал одним из главных подношений в ритуалах и обрядах. Переняв традиции чаепития, шаманы посвящали чай Духам, Богам и Предкам. Его причислили к «черной» пище, той, что предназначается для Нижнего мира и темных Духов. И это не только из-за цвета настоя. Крепкий чай мог вызывать кратковременное изменение сознания (и это не про разрушающее действие, а именно про изменение привычного состояния ума и тела) – резко взбодрить и добавить тонуса, а некоторые сорта, наоборот, успокоить и придать ясность мысли.

 

Иностранные традиции получили новое прочтение: кочевые народы добавляли в чай молоко, а в Монголии, Тыве, Тибете и Непале чай стал практически отдельным блюдом. Крепкий настой смешивали с жирным молоком, солью, клали в него талган или сбивали с маслом. Такой чай готовится долго и уже сам по себе процесс приготовления можно было считать отдельной церемонией, а пиалу с чаем — полноценным завтраком или обедом. Этому есть рациональное объяснение: масло успокаивает раздражение в горле, вызванное морозами, ветрами и сменой погоды, кипяток согревает, молоко успокаивает терпкость напитка, а соль поддерживает водно-солевой баланс, то есть одна чашка закрывает все потребности организма человека.

 

Глубокий смысл имеет и сама пиала, и ее наполнение. Считается, что пиала — это юрта, сакральное жилище кочевников; чай, сваренный (а в традиции чай часто именно варят, а не заваривают) по всем канонам — посвящение богам и Духам всех миров. Осадок чая — подношение Нижнему миру, чай, который разбрызгивают или поливают — Среднему, а пар от чая и его аромат— Верхнему миру.

 

Для угощения Духов, божеств и Предков предполагается отдельная, «непитая» посуда, которая посвящена именно этой церемонии. Ритуальные предметы хранятся с особым почтением.

 

Чай принято разбрызгивать на четыре стороны света, кормить им ритуальный огонь, поливать фигурки божеств и прочие артефакты. Заварив чай для чаепития с близкими, первую пиалу принято предлагать Духам и Предкам, за столом разговаривать о чем-то приятном и интересном, пребывать в хорошем настроении и поддерживать философский настрой беседы. Ссоры и скандалы во время чаепития строго запрещены — чайная церемония предполагает всеобщее перемирие и благостное расположение духа.

 

В синкретическом шаманизме приветствуется эстетика церемонии, когда происходящим остаются довольны все — и божества, и Духи, и люди. Поэтому важен приятный вкус и аромат чая, наслаждение беседой и созерцание окружающей обстановки.

 

Сервировка стола, безусловно, важна, но, если у вас под рукой только пиала, хадак, щепотка заварки и чайник кипятка — это не повод отказываться от наслаждения вкусом, ароматом и общением. Важнее в этом случае то, что происходит за столом, а не на столе.

 ВКУСНЫЙ ЧАЙ И РОСКОШНАЯ ЧАЙНАЯ УТВАРЬ