Каури — ракушки-деньги и талисманы
Каури — маленькие домики морского брюхоногого моллюска Cypraea, ракушки, которые служили людям первыми деньгами и амулетами. В первобытные времена из Африки и Океании они распространились по торговым путям по всему миру, став платежным средством, охранительным талисманом, погребальным инвентарем и частью костюма для проведения обрядов. Причем, каури одинаково ценились как у самых примитивных племен, так и у цивилизованных народов.
Каури-деньги
На протяжении почти 4 000 лет вплоть до XIX века каури были в обиходе у торговцев разных стран и континентов. Их было сложно подделать, да и носить с собой связку раковин, через отверстия нанизанных на веревку, было гораздо проще и удобнее, чем таскаться с мешком монет. А за счет символического сходства с женским детородным органом каури олицетворяли Великую богиню-мать у большинства народов, чем заслужили звание «духовных денег», то есть денег, которые несут в себе еще и сакральные смыслы, а значит, стоят дороже брусков металла или мехов. То есть обладать каури – значит демонстрировать всем, что ты богат не только материально, но и духовно, а это тебе и почет, и уважение, и самые выгодные сделки.
В XVII веке ракушки еще активно служили в обороте наравне с мелочью в Индостане, Индокитае и на Филиппинах. Позже их заменили на никелевые и серебряные монеты. За 60 каури можно было купить раба, и еще в 1700 году в Уганде (Африка) жена стоила всего 2 каури. В Сибири за одну каури давали связку ценных соболей или барана, а за три – молодого бычка.
В Россию ракушки пришли по Великому шелковому пути. В центральной части их называли ужовки, жуковины, змеиные головки, и стоили они тоже очень дорого.
В Китае каури служили примитивными деньгами наравне с солью, чаем, наконечниками стрел. Китайский иероглиф «бэй» («ценность») — это стилизованное изображение каури с выползающим из нее моллюском. Иероглиф входит в часть иероглифа «цянь» (деньги, и все связанные с ними смыслы – цена, дорого, дешево, торговля и т.д.).
В эпоху бронзы начали делать имитации каури из золота, бронзы, кости, камня.
Оригинальные каури часто становились деньгами-украшениями, их обрамляли полудрагоценными камнями, тоже имеющими сакральное значение – янтарем, нефритом, бирюзой, создавая охранные амулеты в виде браслетов, подвесок, четок, бус.
В эпоху неолита в Китае изображение раковин часто наносили как орнамент на посуду или предметы интерьера, повышая за счет этого их стоимость.
При династии Цин (221 – 205 г.г. до н.э.) император Ши Хуан-ди отменит натуральный обмен и прикажет выпустить круглые с квадратным отверстием в центре монеты. Эту идею он возьмет из опыта обихода с каури. После ракушки перейдут в категорию амулетов и ими перестанут рассчитываться на рынках.
Каури-талисманы и обрядовые артефакты
Исследователи мифологии выяснили, что у народов Сибири, Центральной и Средней Азии, Крайнего Севера и Дальнего Востока каури чаще всего были в обиходе у торговцев (что вполне логично) и у шаманов. За внешнее сходство с женским лоном каури во всем мире считались амулетами плодородия, любви и благополучия. Считалось, чем больше каури у владельца, тем он находится в большей безопасности. Каури были ценными и как подношения: человек делился с божествами и духами лучшим, чем владел, надеясь на доброе расположение и удовлетворение просьбы.
Ракушками платили за проведение обрядов, шаманы же потом их нашивали на свой костюм как обереги и как свидетельство уважения и почета. Каури, нашитые на костюмы шаманов, символизировали закрытый вход в Нижний мир.
Каури бытовали у народов Тибета и Непала как часть амулетов-фетишей. В Центральной Азии каури были символом богини Умай – покровительницы женщин и детей.
Этнографы отмечают, что в Африке и Северной Америке каури размещали на своих масках, поясах и щитах воины разных племен как показатель статуса и амулет для благополучия и безопасности. Их нашивали вертикально, символизируя глаза, через которые на врагов смотрит сам бог, следовательно, от его возмездия не уйти никому.
В Древнем Китае верили, что каури, образно похожая на женское лоно, может быть сильной защитой от вообще любых злых духов. Ими расшивали свою одежду, использовали в интерьере и бытовых обрядах.
В погребальных ритуалах ракушки использовались по всему миру. У многих народов считалось, что злые духи могут проникнуть в тело покойного через любое открытое отверстие, и тем самым помешать ему спокойно уйти в мир иной. Например, в Древнем Китае были уверены, что духи заползают в образе муравьев, поэтому старались затыкать уши и прочие входы бронзовыми имитациями каури. Именно бронзовыми, потому что бронза (сплав меди - женское начало, и олова - мужское начало) считалась символом единения двух начал, а значит, могла служить достойной защитой. В традициях некоторых народов каури клали в рот умершему или накладывали на глаза по той же причине – уничтожить шансы злых духов на вредительство.
От того, в каком положении находилась ракушка, зависело ее значение как части артефакта. На ээрене – символе духа-помощника каури, нашитая горизонтально, олицетворяет рот, вертикально — его глаза. Исследователи синкретического шаманизма отмечают: считается что каури, нашитые на шапку шамана, во время обряда символизируют его глаза, то есть ими он «смотрит» на все происходящее. После обряда принято благодарить всех участников, тогда духа-помощника кормят, обмазывая маслом его рот-ракушку и окуривают благовониями.
Сегодня каури уже не имеют той ценности, но в ритуалике до сих пор остаются значимым элементом, продолжая нести в себе все смыслы, которые были заложены тысячи лет назад.