Визуальное воплощение разрушительной инкарнации Шивы, шестирукий и черноликий Кала Бхайрава (Махакала) обитает сегодня за храмом Джаганнатх на дворцовой площади Дурбар в столице Непала Катманду. Почитатели до сих пор верят: тот, кто солжет перед его статуей, немедленно умрет. Короли Непала проводили здесь суды, выводя на чистую воду мошенников и преступников. Сегодня Кала Бхайраву почитают в Индии, Непале и Тибете.
Площадь Дурбар — религиозный и культурно-исторический центр Катманду, а с 1979 года — памятник мирового наследия. Это комплекс буддистских и индуистских исторических зданий, дворцов, двориков, храмов, построенных в XII - XVIII веках. Здесь традиционно короновали правителей Непала и устраивали религиозные фестивали и праздники. Во время землетрясения в 1934 году многие архитектурные памятники были разрушены, но позже восстановлены в практически первозданном виде.
Площадь Дурбар включает в себя три смыкающихся площади: Дурбар со входом во дворец Хануман Дхока. С юга к ней присоединяется площадь Басантапур, где раньше размещали на постой королевских слонов, а сегодня заполнили сувенирными лавочками. Площадь Макхан Толе в северной части Дурбар, бывшей главной дорогой города.
Легенда о Черном Бхайраве
Кала (санскр. «черный») Бхайрава (санскр. «ужасный») — самый разрушительный аспект индуистского божества Шивы. Кроме того, его имя может переводиться как «тот, кто вселяет страх в тех, кто беспокоит его почитателей и воздает обидчикам по заслугам» или «тот, кто устраняет страх в своих почитателях». Он защищает Вселенную от зла и невежества и поэтому его облик обязан быть страшным и максимально ужасающим.
Есть мнение, что впервые Бхайраву увидел Шива в одной из своих глубинных медитаций, именно тогда он столкнулся с самым темным проявлением самого себя.
У него шесть рук, он держит отрубленную голову человека, как символ отсечения двойственности и выхода за пределы ограничений ума. На нем надет пояс из человеческих черепов. Своими огромными ногами он растаптывает демона, в целом представляя ужасающую картину.
Историки уверяют, что эта статуя была изготовлена в VI – VII в. н.э. из цельного камня, потом утеряна, и только в XVII в. ее нашел в рисовом поле король Пратапом Малла. Правитель покровительствовал искусству и часто сам выезжал в поисках новых экземпляров для своей уникальной коллекции.
В одной из школ шиваизма — капалике Черный Бхайрава имеет 8 основных проявлений: Аситанга (Брахма), Руру (Рудра), Чанда (Сканда), Кродха (Вишну), Унматта (Сурья), Капалин (Индра), Бхишана (Яма) и Самхара (сам Бхайрава).
Согласно одной из легенд, такую устрашающую внешность Шива получил в качестве наказания за отрубленную Брахме пятую из его голов.
Легенда о возникновении храма гласит, как однажды Кала Бхайрава прибыл на праздник, приняв обличие человека. Став на время простолюдином, он рассчитывал затеряться в толпе, однако местный монах, погрузившись в медитацию, распознал в нем гневное божество. Монах рассчитывал молитвами оставить навечно Черного Бхайрава в этой местности, однако бог попытался сбежать. Пришлось монаху отрубить ему голову и спрятать ее в основании храма. Местные верят, что она до сих пор находится там.
Сейчас в этот храм на дворцовой площади на поклон приходят те, кто нуждается в справедливости и надеются на принятие верного решения в их отношении. Кстати, через дорогу от храма находится полицейский участок.
Его ездовое животное — черная собака (четыре собаки), символ защитника всех преданных ему.
Как поклоняются Бхайраву
Во время всенощной молитвы о нем рассказывают истории, а наутро совершают ритуал омовения и подношения еды умершим предкам. Также делают подношения красными цветами и сладостями. Кроме того, уверяют непальцы, он любит зажженные в его честь лампады с маслом гхи, кокосы, мед, вареную пищу, фрукты. Почтение выказывают и его черной собаке, угощая всех собак в округе подходящей едой, сладостями, молоком и творогом.
День рождения Бхайравы — Бхайрава Аштами — празднуется его почитателями в Индии на восьмой день второй половины месяца Картика (по южному стилю) или Мригаширша (по северному стилю). В этот день приято соблюдать пост.
В непальских и индийских храмах статуи Бхайравы ставят в северном или южном направлении, иногда на запад или юг, и никогда — на восток (считается, что это самое нецелесообразное место).
Лучше всего совершать молитвы в полночь, еще лучше — в полночь пятницы, уверены служители культа. Еще они говорят о том, что почитание Великого Черного дает успех, процветание, благополучие и не позволяет человеку ввязаться в долги или взять на себя сомнительные обязательства.
Атрибуты Кала Бхайрава
Каждый предмет, с которым традиционно изображается Черный Бхайрав имеет свой сакральный смысл.
Змея символизирует возрождение, переход из старой жизни в новую.
Меч — отрешенность, отделение важного от несущественного.
Трезубец — символ трех гун (знания, силы и желания), трех целей (правда, сознание, блаженство), трех душ (в материальном теле, независимой от тела и слитой с Богом).
Топор — символ усилия, без которого ты не сможешь достичь ничего стоящего.
Барабан дамру — постоянная концентрация и внимание, чтобы не застали врасплох злые силы.
Раковина — пробуждение ото сна невежества.