Зачем шаману плетка? Философия и назначение камчи.

Камча — шаманская плетка

 

Камча (камчы, нагайка, бич, кабылга, ташуур) — атрибут всадников, скотоводов, шаманов для управления конем, стадом или проведения ритуалов. Один из первых артефактов, который как был изобретен на заре человечества, так и не менял ни своего внешнего вида, ни назначения, и сразу получился хорошо. У многих народов до сих пор бытует поговорка: «Если в доме есть камча, там навеки поселяются изобилие и согласие».

Зачем нужна камча

 

Плетеное кнутовище, деревянная или плетеная из толстой кожи рукоять с ремешком-петлей на конце — камча тысячелетиями была одновременно инструментом для управления, оружием, атрибутом для обрядов и даже музыкальным инструментом.

 

Чабан управлял табуном, приучая животных к системе щелчков и речевым командам. Воины поражали врага, недостойного смерти от меча или сабли. Шаманы использовали камча в целительских обрядах, проводя ритуалы общения с мертвыми, изгоняя злых духов. Умелые охотники или пастухи могли запросто завалить волка одним ударом, щелкая его по носу.

 

Для наездников камча была короткой (до 60 см), у тех, кто ходил пешком — до 3,5 м.

 

В традиции многих народов камчу дарил дед внуку в день появления на свет, желая ему здоровья, сил и благополучия. Такую плетку поручали делать самому умелому мастеру. Каждый узелок завязывался с благопожеланием в адрес новорожденного.

 

Кроме основной работы, камчой пользовались как валиком для массажа, катая ее и проминая все тело или слегка постукивая по спине и плечам.

 

Как делают камчу

 

Кнутовище традиционно плели из сыромятной кожи, подготовленной особым способом, у каждого мастера он был свой. В некоторых регионах за основу брались жилы животного, которые оплетались тонкими полосками кожи, сплетенными по 4, 5, 6, 8 или 12. Конец камчи заканчивался хлыстом из крепко связанного конского волоса. При ударе о воздух или землю именно он дает эффектный щелчок, похожий на выстрел.

 

Камча могла насчитывать 27 «хвостов» в несколько ярусов, и тогда один удар равнялся 27 ударам. Типы плетения тоже бывают разные, но все они несут и некий сакральный смысл. Так, считается, что камча с плетением «змея» символически имитирует змею со всеми ее качествами: гибкость, выживаемость, хладнокровие, целеустремленность.

Рукоятку традиционно делали из красного таволожника, ивы, кедра, боярышника, яблони или плотно сплетенных и сбитых полосок грубой кожи. Иногда рукояткой служила целая козья нога – все зависело от пожелания будущего владельца и его материальных возможностей. На рукоятку наносили узор, чаще всего это был узел счастья и родовой знак. Поверхность старались заполнить мелкой искусной резьбой, показывая не только золотые руки мастера, но и не позволяя руке соскользнуть в важный момент.

 

Плетку пропитывали потом коня, и тогда она приобретала ритуальные свойства. Считалось, что конский пот отпугивает злых духов.

 

Есть поверие, что камчу нельзя показывать солнцу. Однако это не больше, чем заблуждение, не имеющее под собой оснований, хотя доля практичности в этом есть: под прямыми лучами может потрескаться рукоять или ссохнуться кожа, и дорогой и сердцу, и кошельку предмет придет в негодность. Чтобы этого избежать, нужно пропитывать маслом и рукоять, и кнутовище, тогда она будет служить вам вечно.

 

Камча в шаманизме

 

Камча для шамана — один из главных атрибутов. В традиционном шаманизме считается, что в ней живет дух-помощник, который сопровождает во время проведения обрядов и ритуалов. Камча у шаманов Алтая, Тувы, Хакасии, Монголии обязательна на ритуалах семи и сорока девяти дней, то есть ритуалов проводов души умершего.

 

Чаще всего шаман или шаманист делает себе плетку сам, и в этом нет ничего мистического, просто он знает, какой должна быть его камча — проще сделать самому, чем кому-то объяснять и потом остаться недовольным или переделывать.

 

На ручку шаманской плетки крепятся ритуальные ленты чалама священных цветов, бубенчики, колокольчики, зеркало кузунгу и другие атрибуты, которые шаман посвящает своему верному другу.

 

Камча не требует кормления, как другие артефакты, так как есть поверие, что она питается негативной энергией и эмоциями во время камлания. Очищать ее тоже не надо, но можно окуривать любимыми благовониями, чтобы она издавала приятный запах, который порадует и людей, и Духов.

 

Исследователи синкретического шаманизма отмечают, что до сих пор в Центральной Азии, Гималайском нагорье и Сибири принято на входе вешать плетку в память о вере предков в силу этого артефакта.

 

О чем может рассказать камча

 

С древних времен камча служила своеобразным шифром в общении, который был понятен и за пределами одного рода. Это позволяло общаться, даже не зная языка собеседника.

 

Человек, спешившийся с коня, оставил камчу на седле — торопится, и не будет вести с вами долгих бесед.

 

Человек засунул камчу в голенище сапога — никуда не спешит, можно и чай попить, и поговорить.

 

Держит в руках и сложил надвое — гонец принес вести, нужно внимательно его слушать.

 

Держит под мышкой — пришел с миром и не настроен на конфликт.

 

Повесил на шею — пришел просить прощения, мириться, вести дипломатический диалог.

 

У кочевых народов была традиция: в день свадьбы жених демонстративно засовывал камчу за голенище в знак безоговорочного подчинения жены мужу.

 

Считалось, если отнять у человека его плетку — значит разорить его. Плетку побежденного воина ломали через колено, унижая его не только физически, но и морально, поэтому камчу берегли наравне с мечом как знак статуса, доблести и чести. Потерять ее считалось большим позором.

КУПИТЬ ШАМАНСКИЕ АМУЛЕТЫ