НОВАЯ ЛЕКЦИЯ НА ONLINE.KARAGAI.COM

Шаман рассказал, как китайский Новый год встречают в России: поздороваться со всеми

Февраль – Белый месяц – у коренных народов России за Уралом прежде всего отмечен празднованием традиционного Нового года. У бурятов это Сагаалган, у тувинцев – Шагаа, у калмыков – Цаган Сар, у южных алтайцев – Чага-байрам. Дата праздника кочующая, так здесь повелось со времен правления хана Хубилая (ок. 13 в.), который перенял ее у тибетцев. В этом году праздник Белого месяца – 10 февраля. Именно в этот день наступает год Зеленого Дракона.

 

[«Нужно выбросить ненужные вещи»]
 

– Праздник начинается с рассветом и длится не один день, символизируя переход от старой жизни к ее новому периоду. Подготовка у всех народов происходит заранее: тщательно убирается весь дом, выбрасываются старые вещи, приобретаются новые, заготавливаются продукты к столу, выбираются подарки, – рассказывает шаман Карагай.

 

Важно в эти дни угодить не только своей семье, но и духам, и предкам. Считается, если ты в этот день лично поздороваешься со всеми, кто встретится на пути, то никто не обидится, если в течение года ты вдруг с кем-то случайно этого не сделаешь, новогоднее пожелание здоровья – самое важное.

 

У всех народов под абсолютным запретом алкоголь. Еда готовится калорийная, сытная и разнообразная. Традиционно это белая молочная пища для ритуалов, баурсаки или пова – лепешки и пончики из пресного теста, позы (буузы) или манты с бараниной, по форме напоминающие юрту.

 

Подарки готовятся не для формального одаривания: считается, что ты отдаешь с ними часть себя и часть кого-то получаешь, принимая подарок. Необязательно взамен получать что-то сразу, и не всегда это может быть материальным. Те, кто богаче, обязательно приглашают к столу тех, у кого жизнь скуднее, давая еду с собой, тем самым помогая дотянуть до весны.

 

В Туве Шагаа наступает с рассветом. Дату праздника определяли старейшины, а смену одного года другим – по ладони: если на улице стало настолько светло, что можно рассмотреть линии и отпечатки, значит пора праздновать.

 

Традиционно Шагаа встречают на берегу Енисея: всю ночь горят очищающие костры и камлают шаманы, перед храмами тоже зажигают огни. Накануне молодежь ходила «колядовать», и тем, кто жадничал с угощением, пели шуточные угрозы, желая, чтобы протухло все, что пожалели, и шли к следующему дому или юрте. Под строжайшим запретом были все ссоры и драки.

 

Не принято спать всю ночь. Но если невмоготу, можно бодрствовать с 3 ночи до 6 утра, совершая в это время молитвы, читая детям сказки и рассказывая истории о семье и предках. На рассвете совершается обряд Сан-Салыр.

 

Мужчины «кормят» огонь белой пищей, произносят пожелания на новый год, зажигают благовония. Женщины заваривают чай и разбрызгивают его на все стороны света, благопожелая солнцу, земле и родине, и накрывают богатый стол.

 

За три дня до Шагаа и месяц после запрещены алкоголь и плохие поступки: считается, что именно в этот период все хорошее и плохое умножается стократно. После обильного стола – развлечения: соревнования едоков, уличные гуляния, походы по гостям и обмен подарками.

 

Сагаалган у бурятов отмечается с XIII века, придя из Монголии. Накануне соблюдается однодневный пост, а с рассветом начинаются празднования, походы по близким родственникам, обмены подарками. На второй день принято гостить у дальних родственников: по традиции дети обязаны знать свой род до седьмого колена.

 

Мужчинам нужно дарить оружие и сугубо «мужские» предметы быта, женщинам – «женские», а также ткани, украшения, наряды. Одеваются в яркую национальную одежду и во все лучшее сразу. Дети на время празднования получают в подарок еще и каникулы. На возвышенностях разжигают костры и проводят обряд кормления духов и предков, а потом переходят к обильной еде и безалкогольным напиткам.

 

Чага Байрам на Алтае отмечается широко и нарядно. Начинается он с многолюдного шествия к священным местам: впереди мужчины, следом женщины и дети. На месте расстилается большой ковер для угощений и разжигаются ритуальные костры. Дымом от можжевельника освящаются пища и напитки. После шумного праздника гости скатываются перекатом со склона горы, считая, что так происходит очищение от скверны и наполнение здоровьем и благополучием на весь год.

 

У всех народов принято в этот день повязывать священные ленты на деревья или ритуальные коновязи, проводить ритуал кормления огня и почитания предков. А момент наступления Нового года встречать в узком семейном кругу, выказывая уважение роду, предкам и своим близким.

 

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ